Меню сайта
Категории раздела
Все о ВИЧ [21]
Наркотики [13]
О насилии [2]
Венерические заболевания [12]
Проблемы фондов [1]
Презервативы [10]
Узнай скорость

Статистика

bigmir)net TOP 100

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Наркотики

"Безопасность прежде всего": подростки, наркотики и образовательные программы

Стратегии профилактики наркомании в США

Обучающие программы профилактики употребления наркотиков существуют в США уже более века. В течение этого времени использовались различные методики - от запугивания до сопротивления, задачей которых было настроить молодежь на полный отказ от употребления наркотиков. Несмотря на широкую распространенность этих программ, ориентированных только на воздержание от наркотиков, сложно выяснить, какие из них, если они вообще до сих пор существуют, действительно успешны.

Больше половины учащихся старших классов в американских школах экспериментируют с нелегальными наркотиками, еще больше употребляют алкоголь. Подростки знают, что есть разница между экспериментированием, проблемным употреблением и зависимостью, а также, что употребление одного вещества не обязательно приводит к употреблению остальных наркотиков.

Однако современные программы профилактики наркомании в основном фокусируются на идеях абстинентного подхода (полного воздержания от наркотиков) и сформированы следующими мифами:

Миф №1. Экспериментирование с наркотиками не является неотъемлемой частью культуры подростков.

Миф №2. Употребление наркотиков и злоупотребление ими - это одно и то же.

Миф №3. Марихуана - "трамплин" к таким наркотикам, как героин и кокаин.

Миф №4. Преувеличение риска, связанного с приемом наркотиков, удержит молодежь от экспериментов с ними.

Подростки делают свой собственный выбор относительно алкоголя и наркотиков так же, как и мы, взрослые. Как и мы, иногда они совершают глупые ошибки. И поскольку мы не можем быть с ними все 100% времени и всегда защищать их, мы должны научиться доверять своим детям, когда они находятся вне нашего присмотра. На нас, родителях и учителях, лежит ответственность за то, чтобы вовлекать подростков в диалог, слушать их и предоставлять поддержку и информацию, когда они нуждаются в нашей помощи.

Может быть, воздержание - это то, что мы все предпочли бы для наших детей, но та глобальная цель, скорее всего, не достижима. В наших сегодняшних попытках мало места уделяется снижению вреда для тех подростков, которые не могут "сказать наркотикам нет".

Обучающие программы должны учитывать, что подростки способны разбираться в сложных вопросах и принимать решения, которые обеспечат им безопасность. Программы должны предлагать достоверную информацию, учитывать различие между употреблением и злоупотреблением наркотиками и подчеркивать значение окружения и контролируемого употребления. При составлении учебных планов необходимо принимать во внимание возрастную специфику, акцентироваться на участии подростков в процессе обучения и предоставлять объективные, основанные на научных данных, информационные материалы.


Современные учебные планы: эффективны ли они?

На сегодняшний день программы профилактики наркомании очень разнообразны по своему содержанию, а также по качеству и стоимости. Сначала программа должна быть одобрена и принята школой, затем к ее преподаванию приступают либо школьные учителя, либо приглашенные эксперты. Некоторые учебные заведения используют видеопрезентации, наклейки, плакаты и специальную литературу. Некоторые предпочитают проводить занятия в специально отведенные для этого часы, другие включают предмет в учебные дисциплины или в уроки физического воспитания. Одни учителя в конце курса выдают своим выпускникам футболки и сертификаты, другие же устраивают праздничные церемонии, посвященные его завершению, на которых студенты дают что-то вроде обета вести здоровый образ жизни без наркотиков. Все программы обращают внимание своих слушателей на негативные последствия употребления и обучают специальным навыкам защиты от наркотиков. Большинство учителей объясняют ученикам, что воздержание является социальной нормой, что не употребляющих людей намного больше, что наиболее приемлемым в обществе является отказ от наркотиков.

Увеличение объемов финансирования профилактических программ со стороны государства способствовало тому, что в 1980-е годы число так называемых "одобренных" программ стало неудержимо расти. Это было бы хорошо, если бы не возникало сложностей в определении того, какие из этих программ реально эффективны и дают какой-то результат. Нам прекрасно известно, что большинство учеников, несмотря на все профилактические программы, проводимые в школе, ко времени выпускного класса старшей школы уже имеют опыт употребления наркотиков. Здесь налицо некоторая несостыковка.

Некоторые исследователи сомневаются в возможности оценить эффективность профилактических программ по причине упрощенности самих критериев оценки. В большей степени оценивается отношение учащихся к употреблению наркотиков, а не само употребление. К сожалению, сформировавшееся в детстве или в ранней юности отношение к наркотикам редко принимается во внимание подростками. И в своих ответах они могут предлагать способы, как избегать наркотиков, которым их учили, при этом на практике употребляя наркотики. Более того, отчеты о данных исследований освещают чаще всего только положительные результаты, тогда как отрицательные игнорируются или скрываются.

Пожалуй, самым шокирующим оказался неизменный негативный результат оценки программы D. A. R. E., наиболее популярной программы в Америке. Ежегодно эта программа охватывала 36 миллионов учащихся в 80% школ в США. Каждое очередное исследование доказывало, что D. A. R. E. Неспособно предотвратить употребление наркотиков среди своих выпускников или снизить уровень употребления. Исследования по оценке эффективности программы D. A. R. E. Настолько обеспокоили учителей и родителей, что в городах Солт Лэйк, Миннеаполис, Окланд и Болдер, а также в штате Массачусетс отказались от программы, чтобы заставить D. A. R. E. Тщательно пересмотреть свои учебные планы.


Что не так в образовательных программах, основанных только на идее воздержания от наркотиков?

Мне представляется, что существующие программы профилактики наркомании преподносят противоречивые идеи, размывают границы между потреблением и злоупотреблением, используют тактику запугивания, способствуют дезинформации и подрывают доверие родителей и учителей, которые вынуждены доносить ложную информацию детям. Слишком часто программы, основанные только на идее воздержания, игнорируют тех подростков, которые уже привержены наркотикам и оказываются не в состоянии привлечь их к ценностям здорового образа жизни.

Противоречивые идеи

Вопреки провозглашаемой ценности здорового образа жизни без наркотиков, американцев и их детей постоянно засыпают лозунгами, призывающими их принимать различные вещества и лечиться ими; среди них - алкоголь, табак, кофеин, лекарства продаваемые по рецепту и без него.

Употребление подростками наркотиков в современном обществе - это отражение общих тенденций американской жизни. Некоторые психологи даже выдвигают аргументы в пользу того, чтобы в нашем культурном контексте эксперименты подростков с разрешенными и с запрещенными веществами, изменяющими сознание рассматривались как нормальные, а не девиантные.

Употребление и злоупотребление

Взрослые обычно различают употребление и злоупотребление, и подростки тоже быстро учатся понимать эту разницу. Большинство наблюдают, как их родители и другие взрослые употребляют алкоголь, который сам по себе является наркотиком, не злоупотребляя им. Многие также знают, что их родители в свое время принимали нелегальные вещества и не стали наркоманами.

Стремясь предотвратить подростковое экспериментирование с наркотиками, некоторые программы профилактики слишком часто делают вид, что различий межу употреблением и злоупотреблением нет. Некоторые пользуются теми терминами как взаимозаменяемыми. Другие программы делают акцент на преувеличении понятия "употребления", определяя любое употребление нелегального вещества больше одного раза как наркозависимость. Профилактические программы, стирающие различия между употреблением и поскольку личный опыт подсказывает им, что предлагаемая информация недостоверна. Вот слова 17-летней девушки, выпускницы 11 класса школы: "Они сказали моей маленькой сестренке, что ты становишься зависимым от марихуаны с первого раза, а это не так. Сначала ты слышишь это, потом пробуешь и делаешь вывод: да они наврали мне".

И все же, нет ничего более пугающего, чем подросток, который начал принимать алкоголь или другие наркотики бесконтрольно, чье употребление стало проблемным. В действительности же почти все исследования доказывают, что подавляющее большинство учащихся, которые пробовали наркотики, не стали наркоманами. Как родители, мы сможем добиться большего успеха в работе с проблемным употреблением, если будем последовательны и честны в разграничении употребления и злоупотребления.

Тактики запугивания и дезинформация

Среди родителей, преподавателей и политиков распространена вера в то, что если подростки осознают опасность экспериментов с наркотиками, они будут воздерживаться от их употребления. В результате, многие профилактические программы содержат информационные сообщения, построенные на преувеличении риска и опасности приема наркотиков. Хотя посылы в духе фильма "Безумие косяка" были заменены суждениями со ссылкой на научные свидетельства, подтверждающие опасность употребления наркотиков, эти данные, особенно по поводу марихуаны, - чистый вымысел. При внимательном анализе только некоторые из наиболее популярных утверждений выдерживают критику.

Я впервые осознала опасность, связанную с тактиками запугивания, 25 лет назад, когда работала над своей докторской диссертацией по героиновой зависимости. Одно из своих первых интервью я брала у очаровательной еврейской девушки, очень похожей на меня, которая жила в богатом пригороде одного большого города. Меня искренне поразило то, насколько по-разному складывались наши судьбы. Я задала вопрос, который не могла не задать, а именно, как так вышло, что она пристрастилась к героину и оказалась в тюрьме. Я никогда не забуду, что она мне ответила:

"Когда я училась в старшей школе, с нами проводили так называемые "уроки профилактики наркомании". Нам говорили, что если мы будем употреблять марихуану, то обязательно попадем в зависимость. То же самое говорилось о героине. Мы все пробовали марихуану, но никакой зависимости у нас не возникало. Из всего этого мы делали выводы о том, что все, что нам рассказывали, - полная чушь. Итак, я попробовала героин, я я пробовала его еще и еще, все чаще и чаще, пока не подсела, и вот я здесь".

Марихуана, самое популярное среди подростков вещество (из нелегальных), обычно демонизируется в программах, основанных на идее воздержания. Многие web-сайты, содержат дезинформацию о силе воздействия марихуаны и ее влиянии на память, иммунную систему человека, развитие раковых заболеваний, возможные психические расстройства, зависимость и сексуальные дисфункции.

Пугающее разнообразие преподносимой дезинформации приводит к тому, что подростки, как та девушка, зависимая от героина, которую я интервьюировала 25 лет назад, полностью игнорируют наши предупреждения и подвергают себя реальным опасностям.

Улучшение качества и увеличение доступности "тяжелых" наркотиков вместе с нежеланием подростков прислушиваться к предупреждениям, которым они не верят, привели к тому, что сегодня сильно возросло количество летальных передозировок. Мы уже наблюдали подобное среди детей знаменитостей, а также в престижных районах.

Еще один вопрос связан с экстази. Несмотря на то, что на кампанию по предупреждению молодежи об опасностях этого вещества было потрачено 5 миллионов долларов, правительственные исследования год за годом констатируют повышение уровня употребления экстази. Когда я спрашивала подростков, почему они не прислушались к предупреждениям правительства, ребята выражали глубокий скепсис. Вот что сказала одна 18-летняя девушка о вредном воздействии экстази на мозговую деятельность: "О, да, они говорили нам то же самое о марихуане. Но никто из нас не верит, что у нас дырки в мозгу, так что мы просто смеемся над этими предупреждениями".

Теория "трамплина"

Теория "трамплина" является своего рода оплотом наркопрофилактики. Ее суть состоит в том, что употребление марихуаны неизбежно влечет за собой употребление более "тяжелых" наркотиков, таких как героин или кокаин. Однако нет никаких доказательств того, что употребление одного наркотика обязательно вызовет за собой употребление другого, более сильного препарата.

Несколько исследователей, в том числе работавших по программе федерального правительства, обнаружили, что большинство курильщиков марихуаны не переходят к употреблению более опасных наркотиков. Используя данные опроса на дому Национального института по злоупотреблению наркотиками (NIDA), профессор Линн Зиммер и доктор Джон П. Морган подсчитали, что ко времени проведения опроса из каждых ста человек пробовавших марихуану, только один становится потребителем кокаина. Последние работы, также опровергают теорию "трамплина".

Подростки знают по собственному опыту или из наблюдений, что употребление марихуаны не приводит к употреблению более "тяжелых" наркотиков. Действительно, большинство подростков, когда-либо пробовавших марихуану, не употребляют ее регулярно. Таким образом, подобная информация, преподносимая на уроках, дискредитирует как саму себя, так и докладчика.

Некуда обратиться

Большинство лицензированных образовательных программ по наркотикам направлены только на то, чтобы предотвратить их употребление. После призывов к воздержанию от наркотиков урок заканчивается. При этом не предоставляется никакой информации о том, как избежать проблем или предотвратить злоупотребление среди тех, кто уже экспериментирует. Полное воздержание рассматривается как единственный показатель успеха и приемлемая задача обучения.

Несмотря на благие намерения программы полного воздержания от наркотиков, очевидно, что этот подход терпит неудачу. Нереалистично думать, что подростки, находясь в том возрасте, когда люди наиболее склоны к рисковым поступкам, совершенно избегнут экспериментов с алкоголем и наркотиками. Профилактические программы, рекомендованные к использованию в школах, не оставляют учителям и родителям возможности сказать хоть что-то половине учащихся, тем из ребят, кто говорит наркотикам "может быть", "иногда" или "да". А ведь именно с такими подростками необходимо налаживать контакт.

Повышение уровня употребления экстази выдвигает на первый план необходимость в честном подходе к обучающим программам по наркотикам по наркотикам и предоставлении места для новой информации.

Пока исследования по возможному биохимическому воздействию этого наркотика на мозг находятся только в начальной стадии. Однако существующие исследования показывают, что именно обстоятельства в которых принимается экстази (превышение дозы, перенапряжение, перегрев и смешение различных наркотиков), приводят к отрицательным последствиям.

В правительственных кампаниях, направленных на молодежь, преобладают утверждения о вреде экстази для мозга. При этом ни слова не упоминается, как люди, регулярно принимающие это вещество, могут избежать краткосрочных негативных эффектов (пить воду, давать себе отдохнуть, не употреблять сразу несколько видов наркотиков, быть умеренным). К сожалению, сейчас профилактика наркомании ведется по принципу "скажи наркотикам нет" или не ведется вовсе.


Безопасность прежде всего: подход, основанный на реалиях

Нравится нам или нет, многие подростки будут продолжать экспериментировать с наркотиками, а некоторые из них станут употреблять их более регулярно. И это не значит, что они "плохие ребята", а мы плохие родители. Просто реальность такова, что на сегодняшний день в Америке потребление наркотиков является частью подростковой культуры, и при прочих равных молодые люди пройдут эту фазу жизни, не причинив себе вреда. Оберегать подростков от вреда во время этого периода их жизни и должно стать нашей задачей. Чтобы добиться этого мы должны продумать, как наилучшим образом обеспечить их безопасность. Разработанный для защиты здоровья молодого поколения подход, основанный на реалиях:

  • предлагает образовательные программы по наркотикам;
  • позволяет подросткам принимать ответственные решения;
  • предоставляя правдивую, научно обоснованную информацию;
  • различает употребление и злоупотребление веществами, изменяющими сознание;
  • делает акцент на юридических последствиях потребления наркотиков;
  • ставит безопасность на первое место.

Долгосрочные образовательные программы по наркотикам

Каждый из нас вынужден принимать решения относительно потребления лекарств, предписанных врачом или имеющихся в свободной продаже, алкоголя, кофеина и других веществ. Какое количество этих веществ мы можем себе позволить? Когда надо сказать: "Достаточно?" Как одно вещество сочетается с другим?

Сейчас необходимы всеобъемлющие и гибкие образовательные программы по наркотикам. Это не должны быть отдельно дискретные курсы, разработанные специально для профилактики употребления подростками нелегальных наркотиков. Новые качественные программы смогут подготовить молодых людей к тому, что будет ждать их в дальнейшей жизни.

Правдивая информация, основанная на научных данных

Несмотря на то, что не все подростки в совершенстве владеют навыками принятия решений, они способны учиться быть ответственными. Немногие молодые люди заинтересованы в том, чтобы разрушать свою жизнь и здоровье. На самом деле, исследования, проводимые с целью установить, почему учащиеся бросают наркотики, обнаружили, что на такое решение влияют забота о здоровье и собственный негативный опыт с наркотиками. Выбор подростков был мало связан с официальными программами профилактики наркомании.

По мере интеллектуального развития подростки приобретают навыки рационального мышления. Большинство учащихся старших классов и так принимают взвешенные решения относительно употребления наркотиков. По данным опроса, методом личного интервью, по месту жительства респондентов, проведенного в 2000 г., 90% подростков в возрасте от 12 до 17 лет воздерживались от регулярного употребления наркотиков, хотя экспериментирование было широко распространено. Таким образом, эффективные образовательные программы по наркотикам должны иметь солидную научную основу и принимать во внимание способность подростков понимать, анализировать и оценивать свои решения.

Различение употребления и злоупотребления

Употребление большинства наркотиков (может быть, за исключением никотина) не приводит к зависимости или злоупотреблению. Напротив, 80-90% потребителей держат под контролем потребление психоактивных веществ. Здесь все зависит от условий. Школьники, которые употребляют алкоголь, марихуану или другие вещества, должны понимать, что существует огромная разница между употреблением и злоупотреблением, между эпизодическим и ежедневным употреблением. Они также должны знать, что они не только могут, но и должны контролировать свое потребление, проявляя умеренность и сдержанность, а также ограничивая дозы. Ни в коем случае не стоит употреблять "опьяняющие" вещества в школе, на работе, во время занятий спортом или же во время вождения автомобиля или другого транспортного средства.

Юридические последствия употребления наркотиков

Все наркотики, включая алкоголь и табак, запрещены к употреблению подростками. Молодые люди должны знать о правовых последствиях нарушения законов, регулирующих потребление, приобретение и продажу наркотиков. С появлением новых методов тестирования на наркотики в школах, с возрастанием "нулевой толерантности" нелегальность веществ сама по себе становится дополнительным фактором риска. При обнаружении факта употребления наркотиков существует реальная угроза получить наказание с далеко идущими последствиями.

Молодые люди должны знать, что попадаясь на хранении наркотиков, они оказываются в зависимости от снисходительности уголовной судебной системы. Как только подросткам исполняется 18 лет, они могут преследоваться в судебном порядке наравне с совершеннолетними гражданами и рискуют быть приговоренными к большим срокам за проступки, которые они воспринимали как незначительные.

Безопасность - на первом месте

Мы не должны сбрасывать со счетов подростков, которые принимают алкоголь или другие наркотики. Подчеркивая ценность модели воздержания, нам стоит иметь в запасе стратегию, которая бы обеспечивала подростков достоверной информацией, чтобы они причиняли себе и окружающим как можно меньше вреда.

Например, мы не запрещаем автомобили, от которых гибнет гораздо больше подростков, чем от наркотиков. Вместо этого мы совершенствуем правила дорожного движения, запрещаем вождение под действием расслабляющих препаратов и настаиваем на том, чтобы водители пользовались ремнями безопасности. Когда обратили внимание на увеличение числа автокатастроф с гибелью в них подростков, программы контролируемого употребления алкоголя предложили концепцию "ответственности водителей", которая, сохранив тысячи жизней, сделала себе имя.

Когда в 1980-х годах мы узнали, что использование презервативов способно предотвратить распространение ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем, программы сексуального воспитания молодежи переключились с моделей полного воздержания. В то время родители, учителя, а также политические деятели приняли решение поставить вопросы безопасности на первое место. По всей стране программы безопасного секса и реалистичного подхода к сексуальному воспитанию были включены в школьные учебные планы. Согласно данным Центра по контролю над заболеваемостью и профилактике, внедрение этого подхода отразилось не только на увеличении использования презервативов теми подростками, которые вели сексуальную жизнь, но и на снижении общих показателей сексуальной активности среди целевой группы.

Такие всесторонние стратегии профилактики послужили хорошей моделью для реструктуризации существующих образовательных программ по наркотикам.


Проведение образовательных программ по наркотикам по модели "безопасность прежде всего"

Включение образовательных программ по наркотикам в школьное обучение

Тема наркотиков может быть интегрирована в различные дисциплины, преподаваемые в старших школы, такие как физиология и биология (как наркотики действуют на тело), психология (как они воздействуют на мозг и психику), химия (из чего состоят наркотики), история и обществоведение (как правительство может решать проблемы с наркотиками) и социология (кто какие наркотики употребляет и почему).

Существующие учебники по предмету должны быть пересмотрены и дополнены новой информацией. Школьные советы должны пересмотреть свой подход и таким образом, чтобы заменить дискретные (отдельно стоящие) профилактические программы на систему модулей, которые бы преподавались на уроках физиологии и социологии.

В идеале, в разработке новых образовательных программ должны участвовать сами учащиеся, на уроках больше внимания надо уделять интерактивных занятиям, а не лекциям. Поскольку на собственном опыте, от сверстников, в семье и из средств массовой информации подростки узнают гораздо больше, чем нам кажется. Если мы хотим создать программы, которым подростки смогли бы доверять, формальные учебные планы должны вобрать в себя наблюдения и непосредственный опыт молодых людей.

Факультативные занятия

Большинство подростков употребляют наркотики с 15-ти до 18-ти часов и планирование обучающей деятельности в течение этого времени может быть важным шагом для реальной работы программ профилактики.

Еще одним ценным ресурсом могут стать факультативные добровольные занятия, проводимые после школы для учеников средних и старших классов, желающих поговорить о наркотиках в свободной форме, открыто или анонимно. В том же помещении может находиться эксперт по алкоголю и наркотикам, к которому можно обратиться каждую неделю в течение 1-3 установленных часов. Это должно быть тихое, комфортное помещение, оборудованное компьютером с доступом в Интернет, поскольку основная функция подобных программ заключается в помощи учащимся самостоятельно находить ответы на свои вопросы.

Если для кого-то из школьников потребление наркотиков становится проблемой, эта факультативная программа должна предложить подростку пообщаться в неформальной обстановке со специалистом, даже если о лечении речь пока не идет. Если проблема обостряется, человека можно направить в соответствующую организацию.

"Просто скажи нет"

Всем тем, кто принимает участие в образовательных программах по наркотикам - подросткам, родителям, учителям, консультантам - необходимо взять на себя труд по поиску информации по психологическим и социальным аспектам употребления наркотиков, что подразумевает чтение литературы, информационный поиск в Интернете и консультации со специалистами.

В том, что касается темы наркотиков, нет легких ответов. Однако родители должны проявить творческие способности, чтобы начать диалог со своими детьми, а дальше - слушать, слушать, и еще раз слушать. Чтобы завести разговор, мы можем воспользоваться такими внешними зацепками как тема наркотиков в кино, на телевидении или в музыке. Если мы не будем осуждать подростков за их поведение, тогда они попросят у нас совета и руководства. Если же мы будем негодовать или грозить подросткам, они перестанут разговаривать с нами. Все очень просто. Когда дело доходит до "разговора о наркотиках", многие родители испытывают неловкость в обсуждении собственного опыта. Для разрешения этой сложной дилеммы нет готового решения. Но имейте в виду, что обычно подростки очень чутко чувствуют уловки и полуправду, вот почему честность - наилучшая политика для долгосрочных отношений с ними.

Возможно, самое главное - чтобы подростки могли быть уверены в том, что кто-то из взрослых, кому они доверяют, поможет в случае необходимости. Они должны знать, что могут рассчитывать на нас и всегда поговорить, если они испуганы, попали в депрессию или запутались. Наша важнейшая задача - научиться слушать и понимать, не давая указаний, обычно отпугивающих подростков.




Источник: http://www.aids.ru/prevent/teen/narcoprevent.html
Категория: Наркотики | Добавил: Bfblago (15.12.2009)
Просмотров: 2412 | Теги: наркотики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Погода
Наши сервисы
Текст
Партнеры
текст
Ты не один!
Текст
Copyright MyCorp © 2021 Используются технологии uCoz