Адвокация и
фандрайзинг – понятия не только иностранные, непонятные, но и совершенно не
связаны между собой семантически. Такой конкретный финансовый термин, как
«фандрайзинг», и такое неопределенно правовое и гражданское понятие, как
«адвокация».
Однако при
ближайшем рассмотрении истории развития проектов по снижению вреда в
большинстве стран становится ясно, что успешные акции по привлечению средств в
проекты невозможны без усилий по продвижению (адвокации) философии снижения
вреда. Одним из результатов успешной адвокации, а именно изменением отношения
различных групп населения к проблеме потребления наркотиков в целом и связанных
с этим последствий, должно стать наличие адекватных ресурсов. В странах нашего
региона реализуют более 250 проектов по снижению вреда. Большинство из них
финансируют западные доноры – частные фонды (такие, как Фонд Сороса), программы
иностранной помощь и развития (такие, как USAID, DfiD,
CIDA). В некоторых
странах, где программы по снижению вреда проводят уже сравнительно давно и
успешно, проекты получают финансовую поддержку из государственных источников. В
странах Союза Независимых государств проекты поддерживаются или с нетерпением
ожидают финансирования из средств Глобального фонда борьбы со СПИД,
туберкулезом и малярией. В первом раунде рассмотрения заявок были поддержаны
такие страны региона, как Молдова, Сербия, Таджикистан и Украина. Во втором –
Румыния, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Болгария, Хорватия, Эстония, Грузия.
Беларусь, Россия и Узбекистан получили поддержку в третьем раунде наряду с
другими странами за пределами нашего региона. Примечательно то, что российская
заявка была подана группой общественных организаций без участия государственных
структур и ведомств. В нескольких странах на подходе получение займов от
Всемирного банка на профилактику и лечение ВИЧ/СПИД и туберкулеза.
Международным сообществом проделана огромная работа для привлечения должного
внимания к Восточно-европейскому региону. На местах, в условиях развивающейся
экономики, далеко не все проекты в состоянии похвастаться финансированием из
частных или государственных источников. Частично это можно объяснить
отсутствием координированных и последовательных усилий по адвокации. Если
общество негативно настроено к потребителям инъекционных наркотиков и люди,
живущие с ВИЧ, до сих пор вызывают страх у обывателя, разве можно говорить о
какой-либо существенной финансовой поддержке от развивающегося бизнеса? Если
государственные структуры до сих пор не в состоянии признать профилактическую
значимость программ по обмену игл и шприцев и необходимость проведения
заместительной терапии, разве могут они оказывать адекватную поддержку
программам по снижению вреда?
Проекты в
большинстве случаев сражаются не только с ВИЧ, но и с недостатком
финансирования, отсутствием профессиональных сотрудников, законодательными и
иными политическими препятствиями на местах, а также друг с другом. Это, в свою
очередь, приводит к отсутствию стратегически продуманных партнерских отношений
с родственными организациями и другими национальными проектами. Зачастую многие
проекты не выражают горячей заинтересованности в участии даже в тех
агитационных акциях и инициативах, которые предполагают различные сетевые
организации: Сеть снижения вреда Центральной и Восточной Европы или Международная
программа развития снижения вреда.
Адвокационная
инертность проектов приводит к плачевным финансовым результатам. Наглядным
примером служит заявка Украины «программа преодоления эпидемии ВИЧ/СПИД в
Украине», одобренная глобальным фондом. Глобальный фонд одобрил финансирование
компонента по снижению вреда в размере менее чем $1 900 000 на два
года. Этих средств не только недостаточно на замедление роста эпидемии,
которая, по оценкам специалистов, уже охватила более 1% населения страны, но
даже на поддержку уже действующих проектов по снижению вреда.
Украина подписала
Декларацию о приверженности борьбе с ВИЧ/СПИД (одобренную в ходе специальной
сессии генеральной Ассамблеи ООН в июне 2001 года), в которой она обязалась
расширить программы по профилактике ВИЧ среди уязвимых групп населения и
обеспечить доступ к лечению ВИЧ-инфекции. Украина также подписала и
ратифицировала основные документы по охране прав человека. Однако в 2002 году
из национального бюджета на профилактические мероприятия было выделено только $2,1
миллиона, и лишь небольшая часть из этих средств была израсходована на
программы по снижению вреда. Необходимо проводить целенаправленную работу среди
чиновников, напоминая им о международных обязательствах по профилактике и
лечению ВИЧ/СПИД, взятых на себя Украиной, и лоббировать получение
дополнительных средств из государственных источников. Не менее важным является
расширение партнерства и создание рабочих коалиций с другими общественными
организациями и движениями, например правозащитными организациями. Процесс
принятия концепции снижения вреда будет более успешным, если к нему подключатся
другие голоса.
В странах, где
проекты частично финансируются государством, деятельность в рамках этих проектов
тормозится, прекращается адекватное и своевременное реагирование на постоянно
меняющуюся политическую ситуацию. В условиях скудных финансовых и человеческих
ресурсов руководители многих проектов не считают первоочередной задачей
последовательную адвокационную работу. Наглядным примером подобного «решения»
вопроса может послужить Польша. В Польше уже десять лет успешно работают программы
по снижению вреда и метадоновой терапии. Большинство проектов финансируется из
государственных источников. Недавно в Польше изменилось законодательство в
сторону ужесточения законов в отношении потребителей наркотиков. В
соответствиис поправками к закону «О
противодействии наркомании», принятыми в октябре 2000 года, хранение наркотиков
в любых количествах предусматривает юридическую ответственность (статья 48
Закона). Подобное изменение в законодательстве отразилось на работе проектов по
снижению вреда. Только когда ежедневная работа по обмену шприцев и привлечению
наркопотребителей к терапии осложнилась, члены проектов забили тревогу, но,
увы, поздно. Гораздо легче предотвратить принятие закона, чем его изменить.
Гарантия того, что правительственные бюджеты будут продолжать поддерживать
работу проектов с контингентом, который с некоторых пор находится «вне закона»,
под вопросом.
В тех странах
региона, где господствует репрессивный подход к наркопотребителям, многие из
проектов по снижению вреда предпочитают не заниматься активной пропагандистской
деятельностью, зачастую опасаясь репрессий со стороны правоохранительных
органов и чиновников. Некоторые активисты и правозащитники в этих странах
продолжают мужественно высказывать свое мнение в средствах массовой информации
и на встречах с представителями власти, но таких единицы. На написание одного
ответного письма в государственные структуры иногда уходят недели переговоров и
обсуждений, и время зачастую бывает упущено. В этих условиях необходимость
отлаженной и хорошо поставленной адвокационной работы всех заинтересованных
представителей гражданского общества особенно очевидна.
В заключение
необходимо отметить следующее: международные фонды, агентства ООН и программы
поддержки проектов по профилактике ВИЧ/СПИД признали стратегию снижения вреда
действенным профилактическим подходом. Средства, выделяемые крупными
международными фондами, измеряются в миллионах, а не в тысячах, как это было
всего несколько лет тому назад. Часто получателями подобных вливаний становится
государство. Для того чтобы эффективно работать в новых финансовых условиях,
проекты на местах должны привлекать к своей деятельности широкие слои
населения, средства массовой информации, другие негосударственные организации и
частные фирмы. И сделать это можно только усвоив, что фандрайзинг и адвокация в
программах по снижению вреда – это два тесно взаимосвязанных понятия.